Знание - прибыль!

Управление знаниямикорпоративные базы знаний и порталы, витрины данных

Что такое Система управления знаниями?

Компании разных отраслей имеют различные представления о том, что является для них знаниями и как ими необходимо управлять. Благодаря этому сформировалось несколько классов программных продуктов, обладающих различной функциональностью, но объединенных общим названием «Система управления знаниями»:

  • Системы Service Desk, содержащие базы типовых решений проблемных ситуаций и описание обслуживаемой инфраструктуры;
  • Корпоративные порталы, предназначенные для коммуникации между сотрудниками, организации обсуждений, поиска экспертизы;
  • Ресурсы для обучения персонала.

Безусловно, все эти продукты работают с информацией, представляющей корпоративные знания. Однако по форме представления такая информация остается в виде текстов, диаграмм, видео. Смысл информации в такой форме способен обрабатывать человек, но не автоматизированная система. Функционал таких продуктов, безусловно, полезен и необходим, но мы считаем внедрение таких инструментов только первым шагом на пути развития средств управления знаниями в организации.

Наш подход к управлению знаниями состоит прежде всего в том, чтобы перейти от обработки информации в автоматизированной системе к обработке собственно знаний. Это означает, что создаваемые нами системы не просто хранят определенную информацию – они «знают» ее смысл. Это позволяет системе управления знаниями делать логические выводы на основе правил, сформулированных экспертами, а пользователям – строить сложные поисковые запросы и получать на них 100% верные ответы.

Как перейти от обработки информации к работе со знаниями?

АрхиГраф.СУЗ – система управления знаниями, разработанная нашей компанией. Она построена на основе семантических технологий (онтологий), позволяющих обрабатывать смысл данных, то есть в полной мере перейти от обработки информации к обработке и управлению знаниями.

Существует широкий круг функциональных задач, для решения которых необходим именно такой подход. В их числе:

  • Поддержка принятия решений, когда от системы требуется мгновенно провести комплексный анализ определенной проблемы и выдать варианты ее решения, учитывающие все возможные факторы, и при необходимости обосновать их, показав всю цепочку рассуждений. Нами выполнены проекты по созданию таких систем на основе продукта АрхиГраф.СУЗ в области медицины, общественной безопасности.
  • Поиск в структурированных массивах знаний, при котором пользователю необходимо описать известные параметры искомого объекта или его связи с другими объектами. Такой поиск применяется в задачах поиска аналогов разных объектов и ситуаций, поиска оборудования, подходящего для определенных технологических условий, поиска решений проблем, аналогичных уже возникавшим.
  • Выявление связей между объектами, корреляций между событиями. Может применяться в аналитических системах в практически любых сферах деятельности.
  • Автоматическая обработка больших массивов сложно структурированных данных – например, задачи поиска дубликатов, выполнения скоринговых алгоритмов.

На практике организациям, у которых возникают подобные функциональные задачи, наряду с внедрением ИТ-системы необходимо выполнить целый комплекс организационных мер, необходимых для формирования массива структурированных знаний, поддающихся машинной обработке. Результатом этих мер является увеличение скорости и полноты обработки информации в сотни и тысячи раз по сравнению с обычными коммуникативными процессами или использованием традиционных автоматизированных систем.

Часто СУЗ выступает одним из компонентов сложной автоматизированной системы, выполняющей самые разные управленческие функции – например, формирование отчетов и контроль ключевых показателей, управление рисками или обслуживание ситуационного центра. В таких случаях СУЗ выступает в качестве инструмента, который использует аналитик для исследования данных и управления информационной моделью системы.

Экономический эффект от внедрения СУЗ, сопровождающегося изменением организационных процессов и развитием культуры владения информацией как активом, может быть огромен и достигается за счет:

  • увеличения информированности при принятии управленческих и оперативных решений, как следствие – повышение качества решений, снижение потерь из-за допущенных ошибок;
  • ускорение выполнения бизнес-процессов за счет снижения затрат времени на поиск информации;
  • снижения возможных потерь из-за ухода ключевых сотрудников, являющихся носителями важнейшей информации, и повышения скорости и качества обучения новых сотрудников.

Как работает наша Система управления знаниями?

Система управления знаниями (СУЗ) позволяет:
I. Структурировать знания;
II. Задать правила получения выводов;
III. Собрать конкретные факты;
IV. Получить выводы на их основании;
V. Использовать знания.

Задачи управления знаниями в компании не ограничиваются только их передачей от экспертов пользователям. Настоящая СУЗ - гораздо больше, чем общая база данных с инструментами коммуникации и поиска.

СУЗ способна ответить на любой вопрос, заданный в терминах ее информационной модели. В отличие от обычных поисковых систем, ответы СУЗ всегда на 100% верны, и логически вычислены.

Решения на основе нашей системы АрхиГраф.СУЗ способны поддерживать принятие решений, прогнозировать развитие событий, и даже управлять интеграцией приложений.

СУЗ является и мощным аналитическим инструментом, предназначенным для качественного анализа сложно структурированных, разрозненных данных, поступивших из различных источников. С ее помощью аналитики могут анализировать причинно-следственные, структурные, функциональные связи между объектами и явлениями.

Вот один из примеров того, как СУЗ применяется в управлении проектами. Заказчик ведет большое количество научно-исследовательских проектов, и его задача - на начальной стадии рассмотрения заявки узнать, не выполнялись ли аналогичные проекты в прошлом:

Пример использования Системы Управления Знаниями для оценки проектов

Отличия Системы управления знаниями, использующей семантические технологии, от привычного понимания задач и функциональности СУЗ, описаны в нашей презентации. В ней мы рассказываем о том, как АрхиГраф.СУЗ создает бизнес-ценность из корпоративных знаний.

Разницу между "обычным" и семантическим поиском можно проиллюстрировать на следующем примере. Представьте себе запрос в поисковой системе - "Купить смартфон дешево". Результаты такого запроса практически невозможно разумно использовать; фактически, они не несут оптимального ответа на заданный вопрос. Тот же самый запрос, сформулированный в форме поиска, например, сервиса Яндекс.Маркет - напротив, даст полностью точный, логически исчерпывающий ответ. Точно также корпоративная Система Управления Знаниями позволит вашим сотрудникам находить нужную им информацию, формулируя запросы в знакомых терминах, и получать исчерпывающе верные ответы.